Участие в эксперименте способствует формированию у ребенка ценностного отношения к языку и способствует реализации следующих идей, которые могут быть представлены в виде классификации:
1. Коммуникативные:
- язык – средство общения, форма передачи прагматической и экспрессивной информации.
2. Когнитивные:
- язык – средство хранения знаний, инструмент познания;
- язык – основа мышления, интеллектуального развития человека.
3. Лингвистические:
- язык – стойная система, состоящая из единиц различных уровней;
- язык – развивающееся, исторически обусловленное явление;
- язык – предмет изучения лингвистики.
4. Эстетические:
- язык обладает богатейшими ресурсами для выражения мыслей и тончайших оттенков чувств;
- язык – основа художественной литературы как словесного искусства.
5. Этнокультуроведческие:
- язык – неотемлемая часть национальной духовной культуры;
- язык – основная форма проявления национального и личностного самосознания, выражения сути национального характера;
- язык – основное средство связи между поколениями;
- язык – главное богатство любой культуры, показатель степени её развития.
6. Психоэмоциональные:
- позитивный настрой на изучение предмета и подготовку к ЕГЭ;
- активизация познавательных процессов.
Эффективность работы можно проследить по приведенным ниже диаграммам. Для анализа использованы данные итоговых проверочных работ, проведенных в одном из классов, занимающихся в рамках эксперимента с 4-го по 7-ой класс в процентном соотношении.
Результаты выполнения проверочных работ по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе дальнейшего обучения. Итоги проверочных работ показали, что на уроках русского языка следует анализировать тексты различных стилей и типов речи, отрабатывать навыки рационального чтения текстов, учить письменному пересказу и созданию текстов различных стилей, поскольку речевые задания вызывают наибольшие затруднения.
Проблема формирования языковой компетенции по – прежнему остаётся острой, а задача совершенствования культуры речи учеников – социально значимой. Процесс обучения в рамках эксперимента направлен на решение обозначенных проблем, так как применяется интегрированный подход к процессу обучения.